Общие термины

3D - трехмерный
abort - преждевременное прекращение (процесса)
Аварийное завершение операции. Причина, вызвавшая аварию может рассматриваться как исключение (exception).
accelerator - горячая клавиша (hot key), акселератор
Клавиша либо комбинация клавиш, нажатие которых приводит к исполнению какой-либо команды.
access rights - права доступа (пользователя к ресурсу)
Active Server Pages (ASP)
Открытая среда программирования, в которой HTML-страницы, сценарии и ActiveX-компоненты могут быть объединены для создания приложений, базирующихся на Web.
ActiveX
Комплекс технологий, позволяющих создавать программные компоненты, которые способны взаимодействовать друг с другом в сетевой среде вне зависимости от языка программирования, при помощи которого был создан компонент. ActiveX базируется на модели многокомпонентных объектов Component Object Model (COM).
ActiveX Data Objects (ADO)
Стратегический высокоуровневый интерфейс Microsoft, обеспечивающий доступ к любым типам данных. ADO предоставляет возможность единообразного высокопроизводительной обработки данных из среды приложения, средства или языка программирования или даже средства просмотра интернета, что очень важно как при создании клиентских приложений по работе с данными, так и объектов среднего слоя, реализующих бизнес-логику в распределенной информационной системе. ADO - универсальный интерфейс, изучив который разработчик получит доступ к созданию решений в многоуровневой клиент-серверной и интернет - среде. Объекты данных ADO предоставляют наиболее быстрый и несложный способ организации доступа ко всем типам источников данных. Модель ADO раскрывает все свойства данных, которые описывает используемый поставщик данных (data provider) в то же время сохраняя возможность быстрого выполнения основных операций программирования.
address - адрес
Номер ячейки в оперативной памяти. В зависимости от схемы адресации, либо указывает непосредственно на физическую ячейку, либо для доступа к ячейке выполняется вычисление физического адреса. Адресуемый объект обычно занимает более одной ячейки памяти; адресом объекта полагают адрес первой ячейки занимаемой области памяти. См. тж. pointer.
address space - адресное пространство
Совокупность ячеек памяти, к которым можно обращаться с использованием адреса.
algorithm - алгоритм
Набор упорядоченных шагов для решения задачи, такой как математическая формула или инструкция в программе. В контексте кодирования речи алгоритмами называют математические методы, используемые для компрессии речи. Уникальные алгоритмы кодирования речи патентуются. Конкретные реализации алгоритмов в компьютерных программах также являются субъектом авторского права.
alias - псевдоним
Альтернативное именование объекта (команды, функции, и т.п.).
alignment - выравнивание
alpha channel - альфа-канал
В системах 2D и 3D-визуализации - характеристика прозрачности (пиксела, объекта, материала). Эта величина хранится либо с цветом каждого пиксела (см. RGBA), либо в виде отдельной цветовой плоскости, либо задается константой для всего изображения.
alpha version - альфа-версия (программного продукта)
API - application programming interface - программный интерфейс
Интерфейс, предоставляемый исполняемым модулем для того, чтобы его функции можно было использовать из других модулей.
application - приложение, прикладная программа
apply - применить
ASCII - American Standard Code for Information Interchange
Стандартная схема кодирования, которая присваивает символам (буквам, цифрам, знакам препинания и пр.) определенные числовые значения. Значения 0..31 используются для непечатаемых управляющих кодов, диапазон 32..127 - для букв алфавита и общих символов пунктуации. Набор символов с кодами 0..127 известен как стандартный набор символов ASCII. Числа 128..255 (расширенный набор ASCII) предоставлен для различного рода символов на усмотрение изготовителей оборудования и программного обеспечения и может быть разным для различных компьютеров (см. encoding).
asynchronous operation - асинхронная операция (тж. overlapped)
attribute - атрибут
background - фон, задний план; фоновый
backup - резервное копирование
Регулярное создание копии всех рабочих файлов для предотвращения потери данных из-за непредвиденных ситуаций (случайное удаление, крах системы, повреждение носителя и т.п.).
base line - базовая линия (шрифта)
beta version - бета-версия (программного продукта)
Программный продукт, выпущенный в типичной для большинства пользователей конфигурации для оценки его перед выпуском полной коммерческой версии.
Bezier spline - сплайн Безье
bit - binary digit - бит, разряд
bit blitting (blit) - копирование блока бит
bitmap - изображение, растр, растровый образ
blob - bynary large object
bold - жирный (шрифт)
border - бордюр, рамка (окна)
breakpoint - точка останова
Указание отладчику на необходимость останова программы перед исполнением помеченной строки.
browser - броузер
buffer - буфер
bug
- ошибка (в программе или системе)
Ошибка, проявляющая себя в процессе работы программы или системы.
См. debug, debugger.
build-in - встроенный
button - кнопка
1. mouse button - кнопка мыши
2. button control - элемент диалога "кнопка"
byte - байт
Группа битов (обычно 8).
C - язык C
C++ programming language - язык программирования C++
Первоначально именуемый "язык C с классами", этот язык был разработан Б.Страуструпом (B.Stroustrup) в Bell Labs корпорации AT&T. C++ используется как инструмент объектно-ориентированного программирования. В целом C++ можно рассматривать как супермножество языка C.
cache - кэш
call - вызов (функции, подпрограммы)
Передача управления подпрограмме (функции, процедуре и т.п.) с последующим возвратом к месту вызова после окончания работы подпрограммы.
cancel - отмена, отменить
character, char - символ
character set, charset, character encoding - (см. encoding)
checksum - контрольная сумма
Целое число, получаемое применением некоторой простой функции (например, суммы) к каждому байту входной последовательности. Обычно используется для проверки корректности при передаче данных.
См. тж. CRC.
class - класс
В объектно-ориентированном программировании (ООП) - тип объектов.
class ID (CLSID) - идентификатор класса
Уникальный идентификатор, однозначно определяющий COM-компонент. Каждый COM-компонент имеет свою запись CLSID в системном реестре Windows или в Active Directory, которая может быть использована другими приложениями для обращения к компоненту.
click - щелчок мыши
Кратковременное нажатие на кнопку мыши.
client application - клиент, программа-клиент
client area - клиентная область (окна)
Client/Server - технология "клиент-сервер"
Такая стратегия работы с базой данных (БД), при которой сама БД и исполняющая система (выполняющая операции над БД), находятся на сервере. Пользователь БД работает с несложной программой-клиентом, общающейся с сервером посредством языка запросов. Сервер может одновременно работать с несколькими БД и несколькими пользователями.
См. тж. database, server, SQL.
CMYK - Cyan, Magenta, Yellow, blacK (CMYK) format
Цветовая схема, в которой в качестве основных цветов используются голубой, фиолетовый и желтый. Такая схема является основной для большинства цветных принтеров. Пустым фоном является обычный белый цвет бумаги, поэтому нулевое значение цвета обозначает отсутствие данной краски. Черный цвет получается либо смешением всех трех цветов, либо отдельной краской (blacK).
code page (CP) - кодовая страница
codec - compressor/decompressor
Collaboration Data Objects (CDO)
Технология, используемая для построения приложений, обменивающихся сообщениями. В версиях до 1.1 технология CDO именовалась OLE Messaging, в версии 1.1 - была названа Active Messaging. Эта технология была разработана для упрощения процесса создания приложений, использующих обмен сообщениями, а также для добавления средств обмена сообщениями в существующие приложения.
color depth - глубина цвета
color space - цветовое пространство
Схема, используемая для представления цвета в цифровом виде. Имеется три первичных цвета, для получения любого цвета используется аддитивный метод сложения основных цветов. Любой цвет можно представить в виде точки в трехмерном пространстве, где на осях откладываются интенсивности основных цветов.
См. RGB, CMYK, YUV, HSV.
command interpreter - командный интерпретатор
command line - командная строка
comment - комментарий
communication resource
compatibility - совместимость
Соответствие программы или аппаратуры определенному стандарту.
compile - компилировать, транслировать
Component Object Model (COM) - Модель многокомпонентных объектов
Объектно-ориентированная модель OLE.
console - консоль, текстовый терминал
Интерфейс, предоставляющий возможности ввода/вывода для текстовых приложений. Консоль состоит из входного буфера и одного или более экранных буферов. Входной буфер содержит очередь входных событий. Экранный буфер - это двумерный массив символов и данных о цвете для вывода в консольное окно.
container - контейнер
control - элемент диалога
coordinate space - координатное пространство
coordinate system - система координат
counter - счетчик
crash - крах, отказ
cursor - курсор (мыши)
Цветной указатель, показывающий положение мыши на экране.
См. тж. caret.
cut - вырезать
cyclic redundancy check (CRC) - циклическая проверка четности с избыточностью
Схема определения ошибок при передаче данных. На основе полиномиального алгоритма вычисляется контрольная сумма передаваемого модуля данных и передается вместе с данными. Получившее пакет устройство заново вычисляет контрольную сумму по тому же алгоритму и сравнивает ее с принятым значением. Отсутствие расхождений говорит о высокой вероятности безошибочной передачи.
data - данные
Data Encryption Standard (DES)
Стандарт, определенный Национальным бюро по стандартам для шифрования цифровых данных в пределах США.
database - база данных
debug - отладка, отладочный режим
debugger - отладчик
declaration - объявление, декларация
Описание объекта программы (функции, переменной и пр.), задающее правила его использования (вызова, обращения), но (в отличие от определения) не определяющее его содержимого.
См. тж. definition.
decrement - декремент
default - используемый по умолчанию
Значение (напр., параметра функции) или действие, используемое при отсутствии явного указания.
definition - определение
Объявление, которое влечет за собой резервирование памяти для объекта или функции, именуемой идентификатором. Определение - это также и объявление, но объявление - это еще не определение.
delete - удалить
design - проектирование, дизайн
desktop - рабочий стол
destination - приемник (данных)
device - устройство
Аппаратный модуль. См. device driver.
device driver - драйвер устройства
Dial-Up Networking (DUN)
directory (folder) - каталог, папка
disable - отключено
disk operation system (DOS) - дисковая операционная система
Distributed Component Object Model (DCOM)
Объектный протокол, позволяющий компонентам ActiveX взаимодействовать между собой при помощи вычислительной сети. Протокол DCOM не зависит от языка программирования, поэтому любой инструментарий, позволяющий создавать ActiveX-компоненты, может быть использован для создания DCOM-приложений.
document - документ
dot per inch (DPI) - точек на дюйм
Единица измерения разрешающей способности (resolution) графического устройства.
double click - двойной щелчок (мыши)
double-byte character set (DBCS) - двухбайтовая кодировка символов
drag-and-drop - перенести-и-оставить
drive - привод
driver - драйвер (см. device driver)
dropdown - выпадающий
dynamic memory - динамическая память
edit - редактировать
editor - редактор
Encapsulated PostScript (EPS)
encoding - кодировка (символов)
encryption - шифрование
end user - конечный пользователь
enhanced metafile (EMF)
escape sequence - управляющая последовательность
event - событие
exception - исключение
file - файл
file allocation table (FAT) - таблица размещения файлов
file format - формат файла
file pointer - файловый указатель
file sharing - совместное использование файлов
file system - файловая система
file-server - файл-сервер
Сетевой компьютер, предоставляющий хранящиеся на нем файлы в распоряжение других компьютеров (клиентов), подключенных к данной сети.
focus - фокус
font - шрифт
foreground - передний план
form - форма, бланк
format - формат
Способ расположения или представления данных в памяти, базе данных, документе или на внешнем носителе.
frame - рамка
Frequently Asked Questions (FAQ) - часто задаваемые вопросы, ЧЗВ, ЧАВО
Изложение некоторой четко определенной темы в виде ответов на вопросы, которые чаще всего возникают у начинающего.
General MIDI - комп муз общий стандарт МИДИ, Дженерал МИДИ.
Язык для переложения музыки в цифровой (Digital) вид. Принят в 1983 г. Определяет 128 инструментов и звуков, расположенных в определенном порядке. За всеми инструментами закреплены номера, напр., 0 - Acoustic Grand Piano (акустический рояль). Используется композиторами для написания музыкальных произведений. Партитура, подготовленная в GM, будет похоже звучать на разных GM-инструментах, но сходство распространяется только на "классические" тембры.
Globally Unique Identifier (GUID)
Глобально уникальный идентификатор. 16-байтный код, однозначно определяющий программный компонент, реализующий один или более COM-объектов, или интерфейс для одного из таких объектов. То же, что и UUID (Universally Unique Identifier).
glyph - глиф
Растр (bitmap), набор точек или графических команд, определяющих один символ шрифта.
graphical user interface (GUI) - графический интерфейс с пользователем
hardware - аппаратное обеспечение
header file - заголовочный файл
Исходный файл на языке C/C++, содержащий интерфейсную часть модуля - объявления функций, констант, определения классов.
heap - куча
1. Динамическая память
2. Структура данных для хранения набора элементов, доступных по индексам, причем элемент сохраняет свой индекс при любых изменениях структуры.
help - помощь, справка
hierarchy - иерархия
high color (16-bit color)
Представление цвета в схеме RGB, при котором цвет каждой точки представляется 16-битным словом.
highlight - подсветка, выделение
HLS format - hue, luminosity, saturation format
hot key - горячая клавиша (см. accelerator)
hypertext - гипертекст
Такой метод представления информации, при котором она может быть просмотрена в произвольном порядке, независимо от того, как разделы этой информации были организованы первоначально.
icon - пиктограмма, иконка, значок
identifier (ID) - идентификатор
Имя, применяемое для идентификации объекта программы (функции, переменной и т.п.).
in-line - встроенный
increment - инкремент
independent hardware vendor (IHV)
independent software vendor (ISV)
index - индекс
Целое число, номер элемента в массиве, списке и т.п.
input/output (I/O) - ввод/вывод
Обмен данными между компьютером и периферийными устройствами (дисковые накопители, принтеры и пр.).
install - установить, инсталлировать
instance - экземпляр
integer, int - целочисленный, целый (тип данных)
Integrated Developer Environment (IDE) - интегрированная среда разработчика
interface - интерфейс
Internet Server API (ISAPI)
interrupt - прерывание
IOCTL - device input and output control
italic - наклонный (шрифт), курсив
kernel - ядро
key - ключ, клавиша
knowledge base - база знаний
l-value
Выражение, которое может стоять слева от знака равенства в присваивании.
library module - библиотечный модуль
link - ссылка; линковка
load - загрузить
login - регистрация, вход в систему
Macintosh
Марка компьютеров фирмы Apple.
macros - макрос
Media Control Interface (MCI)
memory - память
menu - меню
message - сообщение
Структура данных, содержащая информацию об аппаратном или программном событии.
message box - окно сообщения
Диалоговое окно, предназначенное для вывода краткого информационного сообщения или запроса с ответом да/нет или да/нет/отменить.
message queue - очередь сообщений
Messaging API (MAPI)
- Интерфейс программирования приложений обмена сообщениями
Открытый и всеобъемлющий интерфейс Microsoft, представляющий из себя спецификацию для разработчиков, создающих приложения документооборота и обмена сообщениями. В распределенной клиент-серверной среде, MAPI предоставляет службы корпоративного обмена сообщениями в рамках архитектуры Windows Open Services Architecture (WOSA).
method - метод
MIPS - миллион команд (инструкций) в секунду
Мера скорости работы процессоров (CPU).
modal - модальный
mode - режим
module - модуль
MPEG - Motion Pictures Experts Group standard
MSDOS-based application
multimedia
Материал, содержащий текст, графику, звук, анимацию и/или видео.
multitasking - многозадачность
Musical Instrument Digital Interface (MIDI)
network - сеть
Non-Uniform Rational B-Spline (NURBS)
null (void, empty) - нулевой, пустой
Характеристика ссылочного объекта (указателя, индекса, идентификатора и т.п.) как никуда не ссылающегося, пустого. Для этого среди всех возможных значений ссылки выделяется одно "невозможное".
object - объект
object-oriented programming (OOP) - объектно-ориентированное программирование (ООП)
open architecture - открытая архитектура
Open Source - открытый код
open source software
OpenGL
Графическая библиотека двумерного и трехмерного рендеринга, разработанная фирмой SGI. Содержит богатые средства для описания каркасных и поверхностных моделей, для работы с растровой графикой.
OpenType font - OpenType-шрифт
operating system (OS) - операционная система (ОС)
optimization - оптимизация
options - настройки, параметры, опции
original equipment manufacturer (OEM)
Производитель патентованного оборудования, первичный производтель аппаратных подсистем и компонентов.
OS/2
32-разрядная многозадачная операционная система фирмы IBM.
overlapped operation - см. asynchronous operation
page - страница
palette - палитра
paragraph - абзац
parameter - параметр
paste - вклеить
patch - заплатка
path - путь
PDF - Portable Document Format - Переносимый формат документов
Статичный формат текстовых документов фирмы Adobe. В основе формата - PostScript со сжатием данных, возможностью инкапсуляции шрифтов, гипертекстовыми ссылками и интерактивными формами.
pixel (picture element) - элемент изображения, пиксел
plain text - текст, обычный текст
Формат текстового файла, в котором каждый байт интерпретируется как символ ASCII и используется простейшее форматирование - некоторые коды символов трактуются как специальные: перевод строки (13, 10), табуляция (9), конец страницы, конец файла.
platform - платформа
plug-in module - подключаемый модуль
pointer - указатель
Выражение или переменная, значением которой является адрес ячейки памяти.
policy - политика
pop-up menu - всплывающее меню
porting - портирование
Перенос программы из одной среды функционирования (языка программирования, платформы) в другую.
PostScript (PS) - Adobe PostScript page-description language
Аппаратно-независимый графический формат, предложенный фирмой Adobe и используемый для представления высококачественной графики и текста.
preferences - предустановки
print - печатать
printer - принтер
process - процесс
programmatic identifier (progID) - Программный идентификатор
Символическое имя, определяющее COM-компонент. Пример программного идентификатора: Bank.MoveMoney.
project - проект
property - свойство
Атрибут объекта, представляющий его внутренние данные. Объект может иметь набор свойств, доступных как на чтение, так и на чтение/запись.
query - запрос
Указание серверу, посредством которого некоторые данные могут быть получены, изменены или удалены.
queue - очередь
Структура данных типа список. Новые элементы помещаются всегда в начало очереди, извлечение элементов происходит с конца очереди.
Rapid Application Developing (RAD)
raster - растр
Изображение, представленное в виде матрицы цветных точек. Напр., изображение на экране телевизора.
reference - ссылка
region - область, регион
registry - реестр
regular expression - регулярное выражение
Remote Procedure Call (RPC) - вызов удаленных процедур
Стандарт, позволяющий одному процессу обращаться к функциям, выполняющимся в другом процессе. Вызываемый процесс может выполняться как на том же компьютере, что и вызывающий, так и на любом компьютере сети.
rendering - построение изображения, визуализация
resolution - разрешение, разрешающая способность (устройства)
Характеристика растровых устройств вывода информации (дисплеев и принтеров) - плотность отдельных цветовых точек. Измеряется в DPI. Разрешение по горизонтали и вертикали может быть различным.
resource - ресурс
RGB - red, green, blue (RGB) format
Цветовая схема, использующая красный, зеленый и синий в качестве основных цветов. Т.о. если каждый цвет указывается в диапазоне 0..255, то (0,0,0) - черный, (255,255,255) - белый цвет.
RGBA - red, green, blue, alpha
RIFF - Resource Interchange File Format
Rich Text Format (RTF)
scan code - скэн-код (клавиши)
Зависимое от аппаратной реализации значение, идентифицирующее клавишу клавиатуры. Каждая клавиша генерирует два уникальных скэн-кода - один при нажатии, второй при отпускании клавиши.
screen - экран
script - сценарий
scrolling - прокрутка, скроллинг
seek - поиск, позиционирование (в файле)
semaphore - семафор
Переменная-флаг, позволяющая разделить доступ различных приложений к одному ресурсу системы.
server - сервер
service - сервис
session - сессия
setup - установка
shell - оболочка
shortcut - ярлык
shut down - выключение, завершение
snapshot - снимок
software development kit (SDK) - инструмент разработки приложений
Набор для программирования в рамках определенной среды. Состоит из документации, заголовочных файлов, библиотечных модулей, примеров и инструментальных программ.
SOHO - small office / home office - малый офис / домашний офис
source - источник (данных)
source code - исходный код
Текст программы, обычно - в виде текстового файла(ов), предназначенный для компиляции.
spooler - спулер
sprite - спрайт
stack - стек
1. Аппаратный стек - зарезервированная область памяти, в которой программа сохраняет адреса возврата из процедур и функций, переданные параметры и локальные переменные.
2. Структура данных типа список, для которой определены операции: Push (положить элемент на вершину стека) и Pop (взять элемент с вершины стека).
Standard Generalized Markup Language (SGML)
- язык стандартной обобщенной разметки
Стандарт (ISO 8879), определяющий структуру и управление содержимым любого цифрового документа.
state - состояние
status bar - строка подсказки
stream - поток
string - строка
Последовательность символов некоторой конечной (возможно, нулевой) длины. В зависимости от формата при строке может храниться ее длина, либо один из символов считается символом конца строки. В языке C/C++ такой символ имеет код 0 (null-terminated string).
Structured Query Language (SQL)
Язык запросов и язык программирования для реляционных баз данных.
swap - обмен
tag - тэг, метка
template - шаблон, образец
terminal - терминал
text - текст
tips and tricks - трюки и маленькие хитрости
token - лексема
transaction - транзакция
true color
Такое представление цвета в схеме RGB, при котором на каждый базовый цвет отводится по 8 бит. Т.о. цвет пиксела задается 24-битным словом. В некоторых случаях это слово дополняется до тетрады пустым четвертым байтом.
TrueType font - TrueType-шрифт
type - тип
Type1 font
UML - универсальный язык моделирования
underline - подчеркивание (шрифта)
Unicode
Двухбайтная кодировка символов, позволяющая кодировать все известные символы и используемая в качестве мирового стандарта.
uninstall - удалить из системы
UNIX
Многопользовательская (multiuser) многозадачная (multitasking) переносимая операционная система (operating system).
vector - вектор
version number - номер версии (программы)
Два числа, разделенные десятичной точкой (major.minor), идентифицирующие модификацию программы, выпущенной в свет. Более поздние версии продукта имеют большие номера. Иногда номеру версии придается какой-либо особый смысл, например, четный minor - финальная версия, нечетный - бета-версия.
vertex - вершина
view - вид
viewer - вьювер
Средство для просмотра, визуализации данных.
См. тж. editor.
virtual - виртуальный
virtual machine (VM) - виртуальная машина
virus - вирус
volume - том
word wrap - перенос слова на новую строку
zero administration - нулевые затраты на администрирование



 
Hosted by uCoz